Урок №1: «Основные ритмические единицы и чередование рифм»

 

Урок №1: «Основные ритмические единицы и чередование рифм»

Римическая единица — в стихотворной речи закономерно повторяющиеся речевые отрезки.

К основным ритмическим единицам в стихосложении относятся:

​Ритмическая единица 1-го уровня — СЛОГ.

Ве-тер, ду-ет, зве-рем, во-ет

В русском языке слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью.

Ритмическая единица 2-го уровня — СТОПА, обусловленная чередованием
ударных и безударных слогов.

Пример:

строчка «ветер дует, зверем воет» ритмически запишется /-  /-  /-  /-   («/» — ударный, «-» — безударный слог). 4 стопы
В этой строчке стопа будет /- из двух слогов, первый ударный.

​Ритмическая единица 3-го уровня — СТРОКА.
Это наиболее важная ритмическая единица, имеющая наибольшее самостоятельное значение.
Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
Человек говорит не слогами, не словами, а фразами.
Разбиение на строки особенно важно, потому что без него сложно правильно построить речевое прочтение стихотворения.
Кроме того, разбиение на строки обогащает саму ритмику стиха.

Пример строки: Буря мглою небо кроет

Ритмическая единица следующего уровня — это СТРОФА.
Она состоит из нескольких строк, связанных определенными ритмическими и/или звуковыми соотношениями.

​Наиболее обычна строфа из 4 строк:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.»

(А.С. Пушкин).

Итак:

из слогов  составляются строки

из строк собираются строфы

из строф образуются стихотворения

_________________________________

Обратим внимание на чередование рифм.
В данном примере первая строка рифмуется с третьей, а вторая с 4-ой.
Такая рифмовка строк называется-  чередующаяся,  наиболее распространена (длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут иметь и однотипное окончание).

​Вторая по использованию в стихосложении — смежная рифмовка:
«Его пример другим наука,
Но боже мой какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь…»

(А.С. Пушкин)

В данном примере первая строка рифмуется со второй, а третья с четвертой.

​Третья схема — опоясывающая рифма.
«Какое низкое коварство —
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство.»

(А.С. Пушкин)

Обратите внимание, что в данном четверостишии первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей.
Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти.

 

Задание на дом:

Ознакомьтесь с творчеством М.Ю. Лермонтова

  1. В выбранном стихотворении выделите все слоги зеленым карандашом (круглой скобкой снизу) и расставьте ударения.
  2. Для первого четверостишья сделайте ритмический рисунок.
  3. Из скольки слогов состоит стопа в первой строчке стихотворения? Какой слог ударный? Сколько стоп в этой строке?
  4. То же самое сделать для второй, третьей и четвертой строки.
  5. Подчеркните во всем стихотворении ВСЕ строки красным карандашом.
  6. Выделите скобками все строфы
  7. Найдите стихотворения М.Ю. Лермонтова с различным чередованием рифм

 

Ваши ответы присылайте на нашу почту post@detkiss.com