Трехсложные размеры в целом более певучие, более «задумчивые» по сравнению с двухсложными (при равном количестве стоп). Сильные ударения могут падать на первый, второй или третий слоги.
Трехсложник с ударением на первом слоге называется дактилем. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):
Раз – два – три, раз – два – три, раз – два – три …
Приведем пример из поэзии Есенина:
Снежная замять[1] дробится и колется,
Сверху озябшая смотрит луна.
Схема этих стихов такова:
^ _ _ | ^ _ _ | ^ _ _ | ^ _ _
^ _ _ | ^ _ _ | ^ _ _| ^
Трехсложник с ударением на втором слоге называется амфибрахием. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):
Раз – два – три, раз – два – три, раз – два – три …
Приведем пример из «Песни о вещем Олеге» Пушкина:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…
Схема этих стихов такова:
_ ^ _ | _ ^ _ | _^ _ | _ ^
_ ^ _ | _ ^ _ | _^ _
Трехсложник с ударением на третьем слоге называется анапестом. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):
Раз – два – три, раз – два – три, раз – два – три …
Приведем пример из поэзии Есенина:
Шагане ты моя, Шагане!
Потому что я с севера что ли…
Схема этих стихов такова:
_ _ ^ | _ _ ^ | _ _^
_ _ ^ | _ _ ^ | _ _^ | _
Пропуски ударений в трехсложниках редки, зато встречаются внесхемные ударения. Но они, как правило, слабее схемных. Так, в последнем отрывке на местоимение «я» приходится внесхемное ударение, но оно слабее схемного. Такие ударения ритма стихотворения не нарушают.
Число стоп в стихах может быть любое, но одностопные стихи в основных размерах встречаются редко, как и стихи с числом стоп более 7. Если число стоп 4 и больше, то иногда примерно в середине стиха имеется смена ритма, словораздел, который называется цезурой. От перебивки ритма, связанной с недостатком поэтического мастерства, цезура отличается тем, что во всех строках стихотворения расположена на одном и том же месте (исключение – стихи, написанные русским гекзаметром, и некоторыми сложными размерами).
Наличие цезуры разнообразит ритм многостопных стихов и облегчает их восприятие слушателем.
Обычно в рифмующихся строках равное количество слогов (а, следовательно, и стоп). Общее правило следующее: в рифмующихся строках отличие может быть только на целое число стоп (т.е. в двухсложных размерах разница может быть на 2, 4 и т.д. слога, а в трехсложных – на 3, 6 и т.д. слога). Примером служат так называемые вольные ямбы:
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной…
(Пушкин А.С. «Воспоминания в Царском Селе»)
Схема стихотворения такова:
_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^ | _
_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^
_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^ | _ _ | _ ^| _
_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^
Как видим, первый и третий стихи различаются на 2 стопы (4 слога).
Замечание. Если укорочена последняя строка стихотворения, то это привлекает к ней большее внимание.
Иногда в стихах автор меняет ударение в словах, но злоупотреблять этим нельзя. Стихи без такого переноса гораздо лучше воспринимаются и читателем, и слушателем, т.к. звучат более естественно.
[1] Замять (устар.) – метель.