Урок 3 Трехсложные размеры ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ и АНАПЕСТ

Трехсложные размеры в целом более певучие, более «задумчивые» по сравнению с двухсложными (при равном количестве стоп). Сильные ударения могут падать на первый, второй или третий слоги.

Трехсложник с ударением на первом слоге называется дактилем. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):

 

Раз – два – три, раз – два – три, раз – два – три …

 

Приведем пример из поэзии Есенина:

 

Снежная замять[1] дробится и колется,

Сверху озябшая смотрит луна.

 

Схема этих стихов такова:

 

^ _ _ | ^ _ _ | ^ _  _ | ^ _ _

^ _ _ | ^ _ _ | ^ _ _| ^

 

Трехсложник с ударением на втором слоге называется амфибрахием. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):

 

Раз – два – три, раз – два – три, раз – два – три …

 

Приведем пример из «Песни о вещем Олеге» Пушкина:

 

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…

 

Схема этих стихов такова:

_ ^ _ | _ ^ _ |  _^ _  | _ ^

_ ^ _ | _ ^ _ |  _^ _

 

Трехсложник с ударением на третьем слоге называется анапестом. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):

Раз – два – три, раз – два – три, раз – два – три

 

Приведем пример из поэзии Есенина:

 

Шагане ты моя, Шагане!

Потому что я с севера что ли…

 

Схема этих стихов такова:

_ _ ^ | _ _ ^ | _ _^

_ _ ^ | _ _ ^ | _ _^ | _

 

Пропуски ударений в трехсложниках редки, зато встречаются внесхемные ударения. Но они, как правило, слабее схемных. Так, в последнем отрывке на местоимение «я» приходится внесхемное ударение, но оно слабее схемного. Такие ударения ритма стихотворения не нарушают.

Число стоп в стихах может быть любое, но одностопные стихи в основных размерах встречаются редко, как и стихи с числом стоп более 7. Если  число стоп 4 и больше, то иногда примерно в середине стиха имеется смена ритма, словораздел, который называется  цезуройОт перебивки ритма, связанной с недостатком поэтического мастерства, цезура отличается тем, что во всех строках стихотворения расположена на одном и том же месте (исключение – стихи, написанные русским гекзаметром, и некоторыми сложными размерами).

Наличие цезуры разнообразит ритм многостопных стихов и облегчает их восприятие слушателем.

Обычно в рифмующихся строках равное количество слогов (а, следовательно, и стоп). Общее правило следующее: в рифмующихся строках отличие может быть только на целое число стоп (т.е. в двухсложных размерах разница может быть на 2, 4 и т.д. слога, а в трехсложных – на 3, 6 и т.д. слога). Примером служат так называемые вольные ямбы:

С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой,

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной…

(Пушкин А.С. «Воспоминания в Царском Селе»)

Схема стихотворения такова:

_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^ | _

_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^

_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^ | _ _ | _ ^| _

_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^

 

Как видим, первый и третий стихи различаются на 2 стопы (4 слога).

Замечание. Если укорочена последняя строка стихотворения, то это привлекает к ней большее внимание.

Иногда в стихах автор меняет ударение в словах, но злоупотреблять этим нельзя. Стихи без такого переноса гораздо лучше воспринимаются и читателем, и слушателем, т.к. звучат более естественно.

[1] Замять (устар.) – метель.