Стихотворная речь отличается от обычной речи особым ритмом, который в русском языке задается правильным чередованием сильных ударений в словах. Порядок чередования ударений – это и есть стихотворный размер. Основные размеры бывают двухсложные и трехсложные. Метрической единицей стиха является стопа. В двухсложном размере стопа состоит из двух слогов, в трехсложном – из трех слогов. Есть еще четырехсложные и пятисложные размеры, но они встречаются очень редко, поэтому пока мы их рассматривать не будем.
Самый распространенный стихотворный размер — ямб. Им написано большинство эпических произведений и значительная часть лирики (50-70% у классиков). Это двусложный размер с сильным ударением на втором слоге стопы. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):
Раз – два, раз – два, раз – два, раз – два…
Роман в стихах «Евгений Онегин» написан ямбом – любимым размером Пушкина:
Мой дядя самых честных правил…
Сильные ударения в этом стихе[1] повторяются через один слог. Обозначим ударный слог ^, а безударный _ . Стопы будем разделять знаком |. Схема этого стиха включает 4 стопы:
_ ^ | _ ^ | _ ^ | _ ^| _
Последний слог – это как бы начало 5-й стопы, но он безударный и поэтому не входит в число стоп. Когда в неполной стопе есть ударный слог, тогда она считается.
Отметим, что первый слог «Мой» формально ударный, но ударение это слабое и на правильность ритма не влияет. На союзы, предлоги, местоимения сильное ударение падает редко.
Чем больше стоп, тем «задумчивее», элегичнее стихотворение. Вот пример пятистопного ямба:
Я вас любил, любовь еще, быть может…
Однако чистый ямб с числом ударений, равным числу стоп, в стихах точно не выдерживается, поскольку существуют длинные слова, в которых 3, 4, 5 и более слогов. Вообще в русской речи в среднем каждый третий слог ударный. Поэтому в двухсложных размерах неизбежны пропуски ударений, которые не влияют на правильность ритма. Например, в первой строфе «Евгения Онегина» только в первом стихе 4 сильных ударения, а в остальных — по 3:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…
Во 2-м стихе пропущено третье ударение в третьем – первое, в четвертом – второе:
_ ^ | _ ^ | _ ^ | _ ^| _
_ ^ | _ ^ | _ _ | _ ^
_ _ | _ ^ | _ ^ | _ ^| _
_ ^ | _ _ | _ ^ | _ ^
Безударная стопа условно называется пиррихием. В «Евгении Онегине» 72% стихов содержат 1 или 2 пиррихия. Наличие пиррихиев делает стихотворную речь ритмически более разнообразной. Последняя стопа никогда не может быть безударной (иначе не будет рифмы).
С другой стороны, возможны (но в большом количестве нежелательны) ударения в тех местах, где их быть не должно. Стопа с двумя ударениями условно называется спондеем. В русской поэзии спондеи встречается гораздо реже пиррихиев. Обычно спондей приходится на первый слог и служит для того, чтобы ритмически выделить стопу или весь стих. В этом случае спондей оправдан. Вот пример из поэмы Пушкина «Полтава»:
Швед, русский колет, рубит, режет…
Схема этого стиха такова:
^ ^ | _ ^ | _ ^ | _ ^ | _
Нарушение схемы ударений оправдано только тогда, когда требуется привлечь особое внимание к ударному слову:
Нет, не черкешенка она…
Схема этого стиха такова:
^ _ | _ ^ | _ _ | _ ^
Злоупотреблять внесхемными ударениями нельзя, иначе будут слышны перебивки ритма стиха.
Двусложный размер с ударением на первом слоге называется хореем. Он тоже довольно распространен в поэзии, но гораздо меньше, чем ямб. Схема этого размера такова (ударный слог выделен жирным курсивом):
Раз – два, раз – два, раз – два, раз – два…
Примером является стихотворение Пушкина «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Схема стихотворения такова:
^ _ | ^ _ | ^ _ | ^ _
^ _ | ^ _ | _ _ | ^
_ _ | ^ _ | ^ _ | ^ _
_ _ | ^ _ | _ _ | ^ _
Как видим, и здесь наличие пиррихиев не ломает размер стиха.
[1] Стих – это одна строка стихотворения. Иногда стихом ошибочно называют все стихотворение.