Многие стихотворения писались и пишутся размерами, в которых упорядоченность чередования сильных и слабых слогов нарушается в разной степени, но это не воспринимается на слух как перебивки ритма. Примером могут служить классические размеры с переменной анакрузой – числом безударных слогов до первого сильного ударения. В этом случае имеет смысл говорить о трехсложных и двухсложных размерах. Ритмический зачин здесь разный, но затем чередование сильных ударений идет через одинаковое число слогов. Примером может служить стихотворение Лермонтова «Желание» (Лермонтов вообще нередко писал стихи с переменной анакрузой):
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
Схема обоих строф стихотворения одинакова (хотя, вообще говоря, такая одинаковость в стихах с переменной анакрузой не обязательна):
_ | ^ _ _ ^ _ _^ _ _ ^
_ _ | ^ _ _ ^ _ _^
_ | ^ _ _ ^ _ _^ _ _ ^
_ _ | ^ _ _ ^ _ _^
Нечетные стихи здесь написаны четырёхстопным амфибрахием, четные – трёхстопным анапестом.
В русской классической поэзии встречаются только трёхсложники с переменной анакрузой. Двухсложников с переменной анакрузой практически нет, они изредка встречаются в поэзии XX-XXI века. Примером может служить мое «Стихотворение о стихах» (всего у меня 2 таких стихотворения). Вот его заключительное четверостишие:
В поэтах не потушить
Пламя святой любови.
Стихи – это свет души,
Запечатлённый в Слове.
Схема четверостишия такова:
_ | ^ _ _ _ _ ^
^ _ _ ^ _ ^ _
_ | ^ _ _ ^ _ ^
_ _ _ ^ _ ^ _
Если стихотворение получается с переменной анакрузой, то в нем особенно важно правильное чередование сильных ударений: в двухсложниках – через один или три слога, в трёхсложниках – через два или четыре слога. Желательно, чтобы рифмующиеся строки были одинаковой ритмической структуры.