Рифмой обычно называют созвучие окончаний слов в конце стиха. Но иногда бывают рифмы и в других местах стиха (начале, середине). Встречаются созвучия не окончаний, а корней слов (так называемые корневые рифмы). Строго говоря, рифмой можно назвать всякий звуковой повтор, имеющий организующую функцию в композиции стихотворения. Однако в большей части стихов на русском языке рифмы именно концевые. Только о них и пойдет дальше речь.
Точной рифмой называется такая, в которой звуки совпадают, начиная от ударного гласного до конца слова: зима – дома, метель – канитель, радость – сладость. Речь идет именно о совпадении звуков, а не букв.
Так, рифма скучно – душно является точной, т.к. первое слово произносится «скушно». Слова строго – чужого не рифмуются, т.к. произносится «чужово».
Играет роль также произнесение безударного «а» вместо «о», «и» вместо «е» и прочие особенности произношения. К примеру, приглушение концевых согласных: миг – крик, молчишь – чиж.
В неточной рифме совпадают не все звуки от ударной гласной до конца слова: весеннее – осенняя, трюк — трюм. Если в неточных рифмах совпадает много звуков, они воспринимаются хорошо и даже оригинально. Неточными, но звучными и красивыми, могут быть усеченные рифмы: пар – парк, тени – гений, диск – парадиз.
Рифма не обязательно должна быть точной, но необходимо, чтобы она была достаточной. В русском языке для образования достаточной рифмы нужно совпадение ударной гласной и хотя бы одной согласной до или после этой гласной: дом – ком, дров – покров, жена — весна.
Не являются рифмами сочетания, когда совпадает только ударная гласная: зима – весна, ветер – пепел, кот – вол. Исключение составляют чередование йота с мягким согласным: земля – моя, любви – мои, я – поля. И наоборот, не являются рифмами сочетания, когда в число совпадающих звуков не входит ударная гласная: везение – восстание, гуляйте – шейте. В неточных рифмах совпадения двух звуков не всегда достаточно для образования рифмы: котик – сколок, камни – ветвями. Иногда необходимо совпадение третьего звука: камни — руками. Иногда можно рифмовать звонкие и соответствующие им глухие согласные, особенно шипящие: души – виражи, коса – коза, леса – глаза. В других случаях подобная рифма ощущается как недостаточная: рука – нога. Нужно совпадение третьего звука: Ока – нога.
Чем больше звуков совпадает, тем богаче рифма. Строго говоря, богатой рифмой называется такая точная рифма, в которой совпадает еще хотя бы один звук до ударной рифмующейся гласной: богатой – рогатой, ревновать – умывать, морозы – розы, чужой — межой.
В мужских рифмах созвучная гласная приходится на последний слог: красна – полусна, холода – звезда, лом – ком. В женских рифмах созвучная гласная приходится на предпоследний слог: холод – молод, вешний – здешний, гуляю – стреляю, гений — тени. В дактилических рифмах созвучная гласная находится в третьем от конца слова слоге: весеннее – осеннее, отражение – растение, небесное – древесное. В гипердактилических рифмах созвучная гласная находится на 4 слоге от конца или далее: радостное – сладостное, величественное – количественное. Гипердактилические рифмы редки. Есть еще составные рифмы — когда сочетание нескольких слов рифмуется с одним словом: что вы – новы, одно я – Ноя, воли – до того ли.
Сочетание в одном стихотворении разнотипных рифм делает его ритмически разнообразнее, интереснее. Но и с помощью однотипных рифм можно достигать специальных эффектов. Например, с помощью только мужских рифм – отрывистость речи, законченность каждого стиха, с помощью только женских и дактилических – большую напевность, задумчивость, иногда недосказанность.
Следует учитывать, что смысловое значение часто употребляемых банальных рифм ослабляется. Это такие, например, рифмы: любовь – кровь, морозы – розы, грёзы – слёзы, радость – младость. Плохо, если в стихотворении все рифмы «набили оскомину». Однако достаточно 10-15 % оригинальных рифм, чтобы стихотворение уже воспринималось небанально. Например, в 1-й главе «Евгения Онегина» оригинальных рифм примерно 15%.
К числу банальных можно причислить глагольные рифмы: ходите – говорите, писать – читать, бродить – пить и т.п. Особенно плохо, когда все рифмы в четверостишии глагольные, да еще небогатые. Но не стоит впадать в другую крайность – совсем избегать глагольных рифм. Они могут быть уместны, когда надо подчеркнуть действие. Одна — две глагольные рифмы сами по себе не испортят стихотворения. У поэтов-классиков в эпических произведениях глагольных рифм около 10%, в лирике – 3-5%. Хорошо рифмовать глаголы с другими словами: гневим – херувим, считать – мать, скорби – сгорбил и т.п.
Внутренние рифмы в начале и середине стиха
Большинство рифм в русской поэзии – концевые, т.е. рифмуются окончания стиха, но иногда внутри стиха есть дополнительные рифмы, подчеркивающие его смысл или эмоциональную направленность. Внутренние рифмы бывают регулярными, т.е. повторяющимися в каждом стихе, а бывают нерегулярными – имеющимися только в отдельных стихах, которые тем самым выделяются из общего ряда, приобретают особое значение. Примером регулярной внутренней рифмы может служить стихотворение К. Бальмонта «Фантазия»:
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берёз.
Вещий лес спокойно дремлет, яркий свет луны приемлет
Весь исполнен тайных грёз…
Это стихотворение можно было бы записать в 8 строк. Записывая их в 4 строки, Бальмонт сделал размер более протяжным, выражающим созерцательную задумчивость, элегичность стихотворения.
Много внутренней рифмы у Маяковского. Вот пример из стихотворения «Мексика»:
Но очень надо
за морем
белым,
Чего индейцу не надо.
Жадна
у белого
Изабелла,
Жена
короля Фердинанда.
Внутренние рифмы и паузы Маяковский подчеркнул графической разбивкой строк: белым – у белого – Изабелла, жадна – жена. Внутренние рифмы делают стихотворение Маяковского очень ярким, выразительным.
Отметим также, что у Маяковского много так называемых глубоких рифм – неточных рифм, обогащенных созвучиями предударной части слова, а также составных рифм из нескольких слов: авиатор – Травиата, жара – жрать, надо умение – недоумение, разжал уста – пожалуйста. Вот ставший крылатым пример из стихотворения «Хорошо!»:
Лет до ста
расти
нам
без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости
Славьте молот
и стих,
Землю молодости.
Здесь сквозные рифмы: до ста расти – без старости – и стих, молот и стих – молодости, от года расти – бодрости – молодости.